Барт (Barth), Джон

Барт (Barth), Джон
(p. 27.V.1930, Кеймбридж, Мэриленд)
 прозаик, глашатай американского постмодернизма в его философскоантропологическом, окрашенном «черным юмором» варианте (см. ст. Т. Пинчон, Дж. Хоукс). Последнюю надежду романа как «полиформы» буржуазной эпохи Барт видит в обнажении повествовательных приемов, раскрытии ее подспудных связей с классическими фабульными «архетипами» («Панчатантра», «Тысяча и одна ночь», Библия, античная мифология). Ядром и смыслом повествования должна стать «история рассказчика» и сопутствующая «дестилизация», самообразование в слове. Свои художественные конструкции Барт, в отличие от «романов воспитания» (Erziehungsromane), называет «романами унижения, осмеяния» - Herabziehungsromane. Эти идеи, реализуемые в его творчестве, развиты теоретически в эссе «Литература исчерпанности» (The Literature of Exhaustion, 1967), где названы его учителя в деле «обновления»: X. Л. Борхес, С. Беккет, В. Набоков.
   Сын владельца ресторана, Барт, окончив школу, занимался в высшем музыкальном училище. Окончил университет Джона Гопкинса (1952). С 1953 г. - университетский преподаватель истории и теории литературы.
   Первый роман Барта - «Плавучая опера» (The Floating Opera, 1956) - «нигилистическая комедия». В гротескно-комических этюдах быта и нравов «верхнего слоя» городка Кеймбриджа «домашняя экзотика» обретает социально-обличительный, антибуржуазный смысл; Барт осмеивает собственнический уклад жизни и обывательскую узость. Рассказчик, адвокат Тодд Эндрюс, решается на самоубийство (акт нигилистического самоутверждения в духе инженера Кириллова из «Бесов» Ф. М. Достоевского), но происшествия и переживания одного дня убеждают его в том, что абсурд жизни и абсурд смерти равноценны и поэтому вопрос «быть или не быть» решения не имеет. Философские проблемы всецело погружены здесь в разговорно-бытовую стихию, сказ.
   В следующем романе - «Конец пути» (The End of the Road, 1958) - жутковатая адюльтерная история («нигилистическая трагедия») непонятна без понимания личности повествователя, интеллигента без определенных занятий, для которого во всех случаях жизни аргументы «за» и «против» равнозначны. Роман построен как драматизированный диспут, итог которого - окрашенная иронией и цинизмом безысходная жизненная ситуация (отсюда и заглавие романа).
   Нигилистическую трилогию завершил в 1960 г. стилизованно-исторический, пародийный роман воспитания. Герой его - реальное лицо, американский поэт-иммигрант XVIII в. Эбенезер Кук, и роман носит название его поэмы 1708 г. «Торговец дурманом» (The Sot-Weed Factor). Поругание невинности и осмеяние возвышенных устремлений героя, преображение эпического замысла в сатирический, а истории в «круговую метафору» (allround metaphor) - таков сюжет псевдоэпопеи Барта о колониальном освоении Америки. Раблезианский стиль романа создает трагикомическую атмосферу, обеспечивает игровую многозначность явлений.
   Роман «Козлоюноша Джайлз» (Giles Goat-Boy, 1966) впервые принес Барту читательский успех. Это многослойное «переписывание» антропоцентристского варианта истории человечества, которая объясняется как недоразумение с точки зрения «цивилизации компьютеров». Текст романа представляет собой якобы запись надиктованного компьютеру жития-евангелия (героя, объединяющего в себе человеческий, животный и машинный лик), трижды отредактированного и кое-как приведенного в соответствие с людским пониманием. Тот «космический университет», которым в романе видится вселенная, представляет, по сути дела, компендиум комических соответствий между действительными историческими событиями и их пародийными, «демаскирующими» объяснениями. «Козлоюноша Джайлз» - своего рода антитеза «Поминкам по Финнегану» Дж. Джойса: это обозрение возможных истолкований мировой истории «с высоты» 60-х гг. XX в., причем демифологизация и новая мифологизация образуют нерасплетаемую общность. «Евангелие от Джайлза» - универсальная пародия, со всеми вытекающими последствиями.
   «Затерянные среди забав» (Lost in the Funhouse, 1968) - сборник, включающий псевдоисторические и мифологические художественные опыты, из которых самые содержательные - «Эхо» и «Менелаиада». Они оказались зародышем трехчастной книги «Химера» (Chimera, 1972), где перелицовка (псевдоактуализация) сказочно-мифологических сюжетов путем введения в них сказителя, реорганизующего внутреннюю форму (а тем самым и содержание), становится разрушительным принципом повествования.
   В эпистолярном романе «Письма» (Letters, 1979, Нац. кн. пр.) в переписку вступают персонажи существующих и ненаписанных романов Барта; облик персонажа исчезает, и остается лишь его «голос», художественный «вымысел» полностью устраняется: действительны лишь отношения между художественными вымыслами. Недостоверность происшествий (сюжетная энтропия) достигает предела: автор замыкается в собственном творчестве и утрирует до предела его условности. «Письма» - своеобразный итог «преодоления» и пародийного «спасения» романа, хрестоматия творческого кризиса, тупик нравственного и мировоззренческого релятивизма. По сути дела, лишь перепевом прежних экзистенциально-абсурдсистских мотивов явился и очередной роман Барта «В отпуске» (Sabbatical: A Romance, 1982), где похождения университетского профессора и его жены представлены как авантюрный сюжет бесплодных «поисков себя».
   Американские критики сравнивали творчество Барта с лабиринтом и калейдоскопом: оба эти уподобления в полной мере относятся к сборнику его структуралистской эссеистики «Часослов на пятницу» (The Friday Book, 1984).
 В. Муравьев

Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. . 1990.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Барт (Barth), Джон" в других словарях:

  • БАРТ (Barth) Джон Симмонс — (р. 1930) американский писатель. Авантюрно пародийный Роман Козлоюноша Джайлз (1966), гротескная эпопея Химера (1972), Роман Письма (1979) проза черного юмора ; передают мироощущение абсурда и социального нигилизма. Роман День отдохновенья (1982) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Барт Джон Симмонс — (р. 1930), американский писатель. Авантюрно пародийный роман «Козлоюноша Джайлз» (1966), гротескная эпопея «Химера» (1972), эпистолярный роман «Письма» (1979), роман «День отдохновенья» (1982)  проза «чёрного юмора»; передают мироощущение абсурда …   Энциклопедический словарь

  • БАРТ Джон Симмонс — БАРТ (Barth) Джон Симмонс (р. 1930), американский писатель. Ром. (гл. обр. «черного юмора»): «Плавучая опера» (1956), «Конец пути» (1959), «Торговец дурманом» (1960), «Козлоюноша Джайлз» (1966), «Химера» (1972), «Письма» (1979), «День… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Барт Д. С. — БАРТ (Barth) Джон Симмонс (р. 1930), амер. писатель. Авантюрно пародийный ром. Козлоюноша Джайлз (1966), гротескная эпопея Химера (1972), эпистолярный ром. Письма (1979), ром. День отдохновенья (1982) – проза чёрного юмора ; передают… …   Биографический словарь

  • Джон Барт — Джон Симмонс Барт John Simmons Barth Дата рождения: 27 мая 1930 Место рождения: Кембридж, Мэриленд, США Гражданство: СШ …   Википедия

  • БАРТ Джон Симмонс — (Barth, John) (р. 1930), американский романист. Родился 27 мая 1930 в Кеймбридже (шт. Мэриленд). Образование получил в Джуллиардской музыкальной школе (Нью Йорк) и в университете Джонса Хопкинса. Если не считать краткого опыта работы в качестве… …   Энциклопедия Кольера

  • Барт, Джон — У этого термина существуют и другие значения, см. Барт. Джон Симмонс Барт John Simmons Barth Дата рождения: 27 мая 1930(1930 05 27) (82 года) Место рождения: Кембридж, Мэриленд …   Википедия

  • Барт — Фамилия Барт, Александр Павлович  действительный статский советник, министр финансов второго Крымского правительства. Барт, Виктор Сергеевич (1887 1954)  живописец, теоретик искусства. Барт, Генрих (1821 1865)  немецкий историк,… …   Википедия

  • Barth, John —    см. Барт, Джон …   Писатели США. Краткие творческие биографии

  • Список 100 самых изученных личностей в истории — составлен по данным каталога Библиотеки Конгресса США ([1]) на начало 2008 года. Он основан на числе учтённых в этом каталоге монографий, посвящённых данному лицу. Маркс (Marx), Карл (1818 1883), немецкий философ  3180. Кант (Kant), Иммануил …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»